Станица музыкального руководителя

Музыкальный руководитель

Прокофьева Ольга Андреевна

Педагог высшей квалификационной категории.
Стаж работы по специальности — 21 год

Основные задачи музыкального воспитания

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

  • Обогащать впечатления детей, знакомя их с музыкальными произведениями.

  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

  • Развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений.

  • Содействовать развитию музыкального вкуса.

  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкально-ритмических движениях, песенных импровизациях, в играх и драматизации.

Это интересно и полезно

В каких семьях вырастают творческие дети или факторы развития творческой одаренности по Вернону

Американский психолог Ф. Вернон, вместе с группой социологов, проводил широкомасштабное исследование среди огромного статистически значимого числа студентов американских колледжей.

И те выводы, к которым он пришёл, легли в основу так называемого «Списка факторов развития творческой одарённости». Эта бумага должна лежать в папке каждого психолога и педагога, и сейчас я Вам её «озвучу».

Но перед тем, как переходить к списку Вернона, я хочу ответить на вопрос: а зачем быть творчески одарённым?

Отвечу я словами великого русского физиолога А.А. Ухтомского:

«Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте, кто не подходит к нему с готовой меркой, не пытается загнать факты в готовую жёсткую схему, является хозяином своего будущего.
Только человек, открытый своим вниманием к реальности, заранее готовый принять действительность такой, какая она есть, не цепляющийся за первоначально избранные координаты, может радикально изменить первоначальный свой путь».

Вот это — открытость, гибкость, «зрячесть» и есть «творческая одарённость», собственно говоря. Часто под творческой одарённостью мы понимаем узкое умение играть на балалайке или шить необычных кукол.

А ведь творческая одарённость — это всего лишь умение построить себе счастье своими руками, вырваться из плена косности и несвободы. Вот и всё.

Перейдём к чтению Списка Вернона — к «Списку факторов развития творческой одарённости»

Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» первое

Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».

В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:
имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца,
и имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью.

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» второе

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».

Вернон уточнял это так:
шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье,
оптимистичный настрой родителей, особенно матери (!).

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» третье

Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим», и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» четвёртое

Творческие у Вас будут дети или не творческие — по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд) фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину — домашнего музицирования.

При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме: фортепиано и виолончель, или же — дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи…

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» пятое

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:
чтения детям вслух,
совместное участие взрослых и детей в детских играх,
постановка «домашних любительских спектаклей» (по Вернону достаточно было иметь и что-нибудь одно на выбор)

Условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» шестое
Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире — его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:
насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка (воспитание морали),
насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка («постарался» или «схалтурил»).

Условие седьмое и предпоследнее

Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) «… мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить»..

То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.

А теперь последнее условие — восьмое

Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего…

По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно — воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц…

Почему?

Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и неосознанно) свою древнюю гендерную роль — она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она — осторожна, ригидна, консервативна. Она — за устои…

Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.

Чем подытоживает Вернон свой перечень?
А вот теперь посмейтесь, дорогие Читатели: ибо Вернон и его компания социологов уточняют в конце своего списка: «Материальные условия не имеют при этом существенного значения».

Ну что, будем критиковать?.. Будем смеяться? Будем злиться и упрекать Вернона в классовом и социальном шовинизме?

Или постараемся создать для своих настоящих и будущих детей схожую атмосферу, молча, без критики, не теряя ни секунды драгоценного времени на пустопорожние споры?

Ответ за Вами.